Компании: | 12 012 |
Товары и услуги: | 5 059 |
Статьи и публикации: | 415 |
Тендеры и вакансии: | 78 |
С момента начала внедрения системы электронного декларирования для целей таможенного оформления прошло уже достаточно много времени. Но, тем не менее, на различных семинарах и совещаниях мне до сих пор задают сакраментальный вопрос: «А в чем же эффективность электронной формы представления сведений?»
Отвечая на этот вопрос, я всегда напоминаю, что процесс этот еще не закончен и в настоящее время мы находимся в очередной фазе его развития. В системе ЭД существует еще достаточно много нерешенных вопросов, и, несмотря на определенные трудности, есть очень много положительных примеров того, как система автоматизации таможенного оформления в совокупности с представлением сведений в электронной форме дает очень высокий экономический эффект от её использования.
Об одном из таких реальных примеров использования, во внедрении которого принимали участие специалисты ООО СП «ИНТЕГРА», я хотел бы рассказать в этой статье. Данный материал я попробую изложить в виде «бизнес-кейса».
Для справки: | Статистика: | |
Поставка и торговля одеждой — специфический и достаточно сложный бизнес. Сам рынок торговли одеждой отличает: очень широкий ассортимент товаров; специфика самих товаров и их параметры (модель, цвет, размер, производитель); частые смены коллекций из-за влияния на продажи сезонности и тенденций моды; быстрая реализация товаров; высокая плотность конкуренции и т.д. Недостаточный объем закупок или несвоевременные привозы, задержки груза на таможне могут привести к преждевременному истощению запасов на складе, снижению лояльности и недовольству покупателей, поэтому требования к поставкам и срокам по таможенному оформлению, как правило, довольно жесткие. |
* По данным «РБК. Исследования рынков» |
Как таможенному представителю решить такую задачу?
Рассмотрим возможные варианты решения.
Подаем ДТ по системе ЭД. Используем стандартные возможности программы подготовки ДТ.
Если сделать предположение, что из 2 000 позиций инвойса у нас получится 500 товаров, и мы будем обладать полной и достоверной информацией по их составу, размерности и наличии всех артикулов одежды, то на определение кодов ТНВЭД, расчеты и заполнение ДТ в программе каждый раз будет тратиться около 80 человеко-часов. На таможенный пост будет подаваться предварительная ДТ (в соответствии со ст.193 ТК ТС).
Даже если принять на работу 10 новых специалистов по таможенному оформлению, то с поставленной задачей (подача документов в максимально сжатые сроки) брокер не справится, так как единовременно работать с одной декларацией в программе может только 1 пользователь. Такое ограничение заложено в большинстве самых популярных программ по таможенному оформлению.
А возможно ли в принципе решение этой задачи?
Именно в такой формулировке этот вопрос был поставлен таможенным представителем (ООО «Инстар Лоджистикс») перед нашей компанией (ООО СП «ИНТЕГРА»). В результате анализа ситуации было предложено следующее решение:
Используем дополнительные средства автоматизации по вводу и обработке данных. Подаем ДТ по системе электронного декларирования.
Разделим по приоритетности проблемные вопросы и возможные решения:
№ | Существующая проблема | Предложенное решение | |
1 | Имеем очень большой массив данных, предназначенных для последующей обработки. | Представление инвойса в электронном виде (например, в формате XLS). В этом случае мы сможем загрузить его в специальную программу «Заполнитель». | |
2 | Большой поток периодически повторяющихся товаров, кодов ТНВЭД и других дополнительных сведений, которые ранее уже были определены. | Передаем загруженный массив из ПП «Заполнитель» в ПП «Артикул», с единой базой данных которого могут работать ВСЕ декларанты отдела. | |
3 | Затруднен контроль сроков действия разрешительных документов на товары (Сертификатов, лицензий и т.п.) | Хранение в программе «Артикул» всех данных по разрешительным документам. Кроме того, в базе «Артикула» имеется процедура автоматического контроля за сроками их действия. | |
4 | В декларантской программе отсутствует возможность одновременной работы нескольких специалистов с одной декларацией. | В программе «Артикул» есть возможность работы над документом «Инвойс» нескольких декларантов и готовить пакет для последующей загрузки в программу Альта-ГТД. |
Таким образом, для решения задачи необходимо использовать программный комплекс «Альта-Таможенное оформление», в состав которого входят следующие продукты:
Бизнес-процесс по автоматизации ввода данных (до момента подачи декларации) происходит следующим образом (рис.1):
Рис.1 Бизнес-процесс по автоматизации ввода данных |
Оформление начинается с обработки входного инвойса: электронный инвойс (список товаров), присланный по e-mail или полученный другим способом от поставщика, с помощью программы «Заполнитель» автоматически переносится в программу «Артикул». Далее полученный список проверяется и дополняется недостающими сведениями (код ТНВЭД, вес, стоимость, количество в дополнительных единицах и т.п.). Если эти данные уже имеются в накопленной базе данных, то они автоматически проставляются в загруженной таблице. Также происходит автоматический контроль минимальных цен и другие контрольные операции. В результате получаем практически заполненную заготовку новой декларации, которая затем передается в приложение «Инвойс» программы «Альта-ГТД PRO» для группировки по товарным позициям. Далее формируются ДТ и остальные документы. Комплект основных документов (ДТ, ДТС и Опись) готов к отправке по системе электронного декларирования. Старт отправки. |
В итоге вышеизложенный план и способы решения существующих проблем были приняты нашим заказчиком.
На развертывание программного комплекса на три рабочих места, первоначальную настройку, обучение работе с программами, а также на формирование первоначальной базы данных артикулов инвойсов (около 2000 позиций) понадобилось 3 рабочих дня.
Когда все было настроено, накануне прибытия первой товарной партии в соответствии с требуемыми сроками предварительная декларация была подана на таможенный пост «Аэропорт Кольцово».
Товарная партия прибыла утром и была размещена на СВХ. В течение дня был объявлен и проведен таможенный досмотр. Вечером это же дня декларация была выпущена.
В настоящее время программный комплекс функционирует в рабочем режиме и позволяет эффективно управлять процессом обработки инвойсов поставщика: среднестатистический инвойс содержит около 2500 позиций (это около 350 товаров и 70-90 кодов ТНВЭД в зависимости от страны-происхождения товара). | |
Данный метод позволяет специалистам оформлять до 24(!) деклараций в неделю. | |
Спустя 3 месяца база данных артикулов по большей части сформирована, около 70% артикулов новой декларации уже присутствуют в базе, времязатраты на подготовку и подачу ДТ от 1 до 5 часов (в зависимости от количества задействованных декларантов). | |
Начиная с 4-й поставки товарные партии больше не размещаются на СВХ, а сразу поступают в свободное обращение (в соответствии с п.3. Приказа ФТС №715 от 06.04.2011). | |
Кроме того, таможенный представитель имеет возможность предоставлять своему заказчику различные формы отчетности в формате *.xls на основании инвойса. |
Программный комплекс «Альта — Таможенное оформление» — на сегодняшний день единственный в своей категории программный комплекс, позволяющий решить вышеописанные задачи.
Использование комплекса «Альта — Таможенное оформление» в сочетании с правильно выстроенными бизнес-процессами позволяет в несколько раз сократить сроки таможенного оформления товаров, а также оптимизировать информационную нагрузку на каждого декларанта, и тем самым решить большее количество задач имеющимися ресурсами, без привлечения дополнительных специалистов.
Эксперт по вопросам ЭД для целей таможенного оформления,
директор ООО СП «ИНТЕГРА» Толстиков Игорь Геннадьевич
тел./факс: (3412) 23-00-75 (Ижевск); (342) 287-20-75 (Пермь)
e-mail: post@spintegra.ru; skype: sp_integra